Правила газа - правила жизни

25.10.2018

С приходом первых холодов потребление газа в Ставропольском крае значительно увеличивается. Чтобы согреться, население включает газовое оборудование. И зачастую хозяева берутся эксплуатировать газовые котлы и печи, не проверив техническое состояние оборудования и тягу в дымоходе. Что же делать? Об этом 23 октября в эфире программы «Час ЖКХ» радио «Комсомольская Правда. Северный Кавказ»» рассказал заместитель генерального директора – главный инженер АО «Газпром газораспределение Ставрополь» - Алексей Александров.

СТЕНОГРАММА

Ведущий: Добрый день всем слушателям «Радио Комсомольская правда», программа «Час ЖКХ» начинается на нашей радиостанции, меня зовут Валерий Беликов, в студии со мной сегодня заместитель генерального директора-главный инженер АО «Газпром газораспределение Ставрополь» - Алексей Анатольевич Александров. Алексей Анатольевич, добрый день.

А. Александров: Добрый день.

В. Беликов: Говорить будем о начале отопительного сезона, факт собственно уже состоявшийся, даже не только о нем и не столько о нем, есть одно «но», газовики как и положено полностью подготовили газовые сети к их эксплуатации в зимних условиях, однако, с приходом первых холодов начинается и резкий всплеск ЧП, связанных с нарушением техники безопасности при использовании газовых приборов , причем довольно грубые, иногда нарушения случаются, когда на открытой горелке вдруг начинают люди греть кирпичи, не дождавшись пока установят водогрейный котел. Алексей Анатольевич, ошибки ведь нет, с началом отопительного сезона такое происходит регулярно, правильно я понимаю?

А. Александров: Да, к сожалению.

В. Беликов: А вот статистика таких несчастных случаев, вот именно такого аварийного использования газа в быту, она какова? Именно по Ставропольскому краю.

А. Александров: Мы ведем эту статистику, потому что все аварийные заявки, ЧП, которые происходят на территории края, они проходят через телефон 04, либо через службу 112 и все соответственно попадают к нам. К сожалению, с началом каждого отопительного сезона повышается риск возникновения таких ситуаций, и они действительно имеют место быть. С начала 2018 года в крае произошел 21 несчастный случай, к сожалению, есть и погибшие люди, в количестве 8 человек, 43 человека пострадали. Зачастую причина-человеческий фактор, то есть несмотря на то, что сейчас в СМИ, в интернете, по телевидению стараются более широко осветить проблемы использования газового оборудования. Мы видим и на федеральных каналах, что происходит много несчастных случаев, таких, достаточно масштабных, когда взрываются дома, обрушаются подъезды, однако люди все равно продолжают халатно относиться к использованию газа. То есть, с одной стороны газ - это благо, тепло, это пища горячая, это уют в доме, но в то же время к нему нужно относиться очень аккуратно, не только бережно, но и аккуратно, потому что газ - это взрывоопасное вещество. Мало того, что при его утечке в помещении может произойти взрыв, но и продукты сгорания (угарный газ), они так же могут принести людям определенный вред и привести к летальному исходу.

В. Беликов: То есть, я так понимаю, вот в этот 21 случай с начала года, хотя кому-то покажется цифра может быть и не крупная, входят все случаи - это и взрывы бытового газа, и отравления угарным газом.

А. Александров: Да, это вот общая такая цифра. В начале этого отопительного сезона, буквально 15 октября выезжали наши специалисты на такое происшествие - отравление угарным газом с летальным исходом. Стараемся донести людям, что нужно быть аккуратным, внимательным, нужно соблюдать все необходимые требования, но люди то ли не хотят слышать, то ли слышат, но недостаточно в том объеме, котором необходимо.

В. Беликов: Ну еще старый русский обычай креститься обычно после того, как гром грянет, хотя надеюсь все-таки это не про нас в большинстве случаев, напомню сегодня в гостях программы «Час ЖКХ» главный инженер АО «Газпром газораспределение Ставрополь» - Алексей Анатольевич Александров. Говорим, собственно, о начале отопительного сезона и наверно даже больше будем посвящать время безопасности, потому что начало отопительного сезона у газовиков такая своеобразная, очень больная, горячая пора, когда появляется большое количество аварий, связанных с эксплуатацией газового оборудования, кстати, чаще всего что приводит к несчастным случаям? Ну вот Вы сказали человеческий фактор… Это что? Я так понимаю есть случаи, когда, например, больной человек забыл, газ включил, спичку не поднес, ушел, и происходят такие колоссальные аварии, когда взрывается целый дом, у нас такого не было, насколько мне известно.

А. Александров: Нет, у нас такого не было, что касаемо человеческого фактора, в первую очередь это халатное отношение к периодическому проведению технического обслуживания газовых приборов. То есть по нашему законодательству необходимо ежегодно обслуживать газовые приборы, к сожалению, не все люди это делают своевременно, что опять же приводит к чему? К тому, что «железка» есть «железка», простым языком если сказать. Она тоже имеет свойство ломаться, и когда специалисты туда не посмотрят, то есть своевременно не выявят то или иное нарушение в работе прибора, может произойти какой-то сбой, соответственно и выход газа, и неправильное горение, то есть повышение концентрации угарного газа при сгорании, поэтому техническое обслуживание необходимо. Да, оно стоит денег, многие жалуются, что это дорого. Но ведь техническое обслуживание выполняют люди, специалисты, и они должны получать зарплату, соответственно из этого идет расчет и стоимости технического обслуживания. Без оплаты здесь не обойтись, но это делается раз в год, и я не думаю, что один раз в год заплатить за техническое обслуживание стоит того, чтобы лишиться близких родственников или потерять свое здоровье.

В. Беликов: У нас вопрос есть в WhatsApp. Вот Вячеслав написал, правда сразу говорит немного не в тему: «Как Вы лично считаете 300-350 тыс. рублей в год, адекватная ли сумма подключения газа?» По-моему, это тоже не по вашему ведомству?

А. Александров: Нет, это ведомство наше, мы занимаемся технологическим подключением объектов как частного жилого сектора, так и коммунально-бытовых объектов, промышленных предприятий. На сегодняшний день мы пользуемся, в первую очередь, законодательством Российской Федерации. Есть такое Постановление 1314, которое регламентирует порядок подключения абонентов к сетям газоснабжения и все суммы рассчитываются в соответствии с этим постановлением.

Рекламная пауза.

В. Беликов: Программа «Час ЖКХ» на «Радио Комсомольская правда» продолжается, напомню в гостях у нас сегодня главный инженер АО «Газпром газораспределение Ставрополь» - Алексей Анатольевич Александров. Вы уже, Алексей Анатольевич, сказали, что профилактика оборудования, то что называется техосмотром, так я это назову, должно проходить каждый год, каждый может себе установить график. Кто отвечает за безопасность газового оборудования?

А. Александров: В первую очередь за безопасность газового оборудования отвечает владелец газового оборудования, то ли это частный дом, то ли это предприятие малое, крупное и так далее. Владелец несет ответственность за безопасную эксплуатацию газового оборудования. Далее, так как он заключает договор на техническое обслуживание с газовой службой, соответственно и газовая служба несет определенную ответственность. Приходя к абоненту, делая техническое обслуживание того или иного прибора, оно должно выполняться в том объеме, что бы это газовое оборудование в течение года работало правильно, без сбоев.

В. Беликов: То есть даже подразумевается, при случае, какой-то ремонт, который может специалист осуществить своими силами.

А. Александров: Конечно, да. При выполнении технического обслуживания возможно выявляются какие-то нарушения, поломки и, если это входит в состав технического обслуживания, они выполняются за ту сумму, стоимость которой регламентирована, плюс если ломается что-то более кардинальное, то есть нужна замена блока, замена какой-то части, за дополнительную плату выполняется этот ремонт.

В. Беликов: Скажите пожалуйста, на практике, есть номер какой-то универсальный, куда надо обращаться, я так понял есть разница, еще плюс ко всему, для физических лиц, для юридических лиц?

А. Александров: Абсолютно разницы нет, при любых сбоях в работе газового оборудования первые номера это: 04, наш старый еще с советских времен, сейчас в связи с появлением сотовой связи это 104 и 112 – единая диспетчерская служба, то есть звонок, попадая туда, автоматически перенаправляется в газовую службу. У нас везде, в каждом районе Ставропольского края, установлена специальная связь, модем и компьютер, в общем полностью оборудование, которое моментально получает все эти заявки, все звонки, и мы их отрабатываем.

В. Беликов: Вот еще вопрос, могут ли собственники оборудование проверять самостоятельно?

А. Александров: Вопрос хороший. Конечно же, нет. Многие считают у нас сейчас очень развит интернет: зашел в интернет, посмотрел все что угодно, как что делается и так далее. Интернет интернетом, но оборудование, тем более сейчас газовое, оно достаточно сложное. С каждым годом оно совершенствуется в связи с развитием электроники, все больше автоматизируется, поэтому, при всем уважении к интернету, сам человек даже элементарно может какую-то выполнить функцию, что-то там у него получится, но забыть подсоединить проводок какой-то или подсоединить какой-то шланг, правильно прикрутить, это уже может привести к трагическим последствиям. Поэтому, естественно, мое мнение как главного инженера - это категорически запрещается самостоятельный ремонт, обслуживание газовых приборов.

В. Беликов: Алексей Анатольевич, вот в WhatsApp написали, правда немножко не по теме нашей программы: «Вы считаете правильным, что за подключение к сети я должен платить такие огромные деньги, ведь я и так буду абонентом и буду приносить вам прибыль?». Надо ответить, наверное.

А. Александров: Нет, почему? Дело в том, что он будет нашим абонентом понятно, но он, когда будет нашим абонентом, будет платить только за употребленный газ и за техническое обслуживание. Когда выполняется установка, монтаж оборудования, то, к сожалению, это сейчас требует больших затрат: это материалы, машинное оборудование, которое нужно что бы траншею сделать или уложить газовую трубу, провести, сварить, приобрести материалы для газификации – все это достаточно крупные суммы.

В. Беликов: Я вернусь к газовому оборудованию. Вот Вы сказали много электроники, кстати тоже такое веяние 21 века, а каков срок службы такого газового оборудования? Есть какие-то технические условия единые, опять-таки, что бы люди понимали?

А. Александров: Единого стандартного срока нет, он определяется заводом-изготовителем, в первую очередь. Он прописан в паспорте, в среднем где-то 10-12 лет.

В. Беликов: Что еще хотел спросить - какие еще могут быть проблемы, связанные с газовым оборудованием в домах, здесь даже, может быть уместно разделить многоквартирные дома и дома частные?

А. Александров: Ну, в принципе разделить их именно по газовому оборудованию нельзя, там и там устанавливается одинаковое оборудование: те же плиты газовые, те же водогрейные колонки, те же отопительные котлы. Сейчас тем более очень популярно индивидуальное отопление в многоквартирных жилых домах, когда каждая квартира отапливается отдельно своим двухконтурным котлом, который выполняет функцию отопления и функцию подогрева горячей воды, поэтому делить здесь смысла нет. Вот то, что касается какие могут быть проблемы проблемы могут быть достаточно разные, несмотря на то, что как бы оборудование современное, но оно тоже имеет свойство выходить из строя. Во-первых, из-за того, что там газовое оборудование, особенно котлы, допустим они связаны с подведением к ним воды, нет давления воды - проблема с работой котла. Неправильно выполненный дымоход - проблемы с отопительным котлом. Допустим те же плиты газовые, мы понимаем, что ежедневно мы постоянно их включаем – выключаем. Опять же при постоянном использовании возникают какие-то проблемы, бывают с утечками мелкими, то есть смазка выдавливается, бывает засорение тех же самых горелок при приготовлении пищи. Такие моменты, могут возникать. Естественно требуется вмешательство со стороны специалистов для того, чтобы это очистить, наладить и опять пустить в нормальную работу.

В. Беликов: Что должно насторожить в работе газового оборудования сразу, я, например, помню со времен Советского союза, «При запахе газа - звоните 04, обязательно проверьте тягу!»

А. Александров: Все правильно, ничего не изменилось, это как бы основные постулаты при использовании газовых приборов. Если есть запах: необходимо перекрыть краны на вводе и естественно звонить 04, открыть форточки, окна при возможности, не пускать посторонних лиц в помещение. Тоже самое, если нет тяги, потому что отсутствие тяги приводит к выходу угарного газа в помещение, как следствие - отравление - причина гибели наших граждан. При работе газового оборудования нужно обращать внимание на все: на посторонний шум, который может издавать газовый котел или колонка, где-то может быть протекание воды, нагревание каких-то определенных частей газового прибора, который раньше, допустим, не грелись, а вдруг стали почему-то греться. Любые отклонения от нормы, от стандартов, они должны сразу же фиксироваться и звонок в газовую службу.

В. Беликов: Ну что же, на этом предлагаю закончить, самое главное, чтобы это обязательно запомнили наши слушатели! Так или иначе предлагаю при каких-либо хороших поводах обязательно встречаться в этой студии, в том числе и для профилактики подобных случаев, напомню в гостях у нас сегодня был главный инженер АО «Газпром газораспределение Ставрополь» - Алексей Анатольевич Александров. Алексей Анатольевич, большое спасибо за такую своеобразную лекцию по безопасности, всего Вам доброго, до свидания.

А. Александров: До свидания.

Прослушать радиоэфир программы "Час ЖКХ" на радио "Комсомольская Правда"

СМИ: Радио "Комсомольская Правда"
5 от  23.10.2018
Автор: Валерий Беликов