Крайним быть никто не хочет

11.04.2018

Очередное заседание общественного совета при краевом министерстве ЖКХ открылось вопросом безопасности бытового газового оборудования. Актуальность темы объяснять не надо: здесь беспечность может обернуться непоправимыми последствиями.

Тем не менее, как подчеркнули общественники, на федеральном уровне к проблемам использования газа в быту не обращались более двух десятков лет. Как итог – печальная статистика со взрывами домов и гибелью людей. Вроде бы ответственны все: и потребители газа, и заточенные на обслуживание оборудования газовые компании. Но крайним, как говорится, быть никто не желает. Налицо какое-то взаимное сопротивление тому, чтобы играть по одним правилам.

Газовики вполне справедливо пеняют на беспечность населения, зачастую пользующегося выработавшими свой нормативный срок приборами и нарушающего банальные правила безопасности. Как сообщил заместитель главного инженера АО «Газпром газораспределение Ставрополь» Д. Михайлов, в прошлом году в крае произошло 30 несчастных случаев, в результате которых пострадали 27 человек и 28 погибли. Чаще всего к трагедиям приводит невнимательность к положению так называемого шибера – маленькой заслонки в печи, которая в закрытом состоянии перекрывает выход угарного газа в дымоход. Люди по неосторожности или с целью экономии тепла оставляют шибер закрытым, отравление в таких случаях неизбежно. Далее по количеству ЧП газовики называют нарушение тяги в дымоходе и самовольную установку оборудования. При этом многие попросту отказываются пускать специалистов газовых служб для элементарного планового осмотра.

Население в свою очередь ругает на чем свет стоит самих газовиков. Давно не секрет, какими бывают визиты слесарей для планового техобслуживания. Хорошо, если специалист вообще посмотрит на колонку или котел и проверит пресловутую тягу. Нередко «работа» сводится лишь к заполнению бумаг и приему оплаты. «Специалисты приходят обслуживать газовое оборудование по заявке, иногда не имея точных сведений о наличии и типах приборов, но уже с готовым перечнем услуг и просчитанной стоимостью работ. Обслуживание занимает столько же времени, сколько оформляются документы. Фактически 15-20 минут. А при полном наборе оборудования этого даже по регламенту недостаточно. То есть подход чисто формальный. И за него платить не хочется», – сделал логичный вывод член совета В. Зинченко.

Как прозвучало, есть объяснение и «самоволкам». Далеко не все, кто занялся заменой газового оборудования или приведением его в нормативное состояние и хочет сделать это официально и честно, выдерживают тернистый путь, предлагаемый газовиками. Во всевозможных правилах и регламентах, конечно, на каждый этап отводится дня по три. Но, как известно, газпромовских контор несколько, и каждая занимается отдельным направлением. Даже если человеку нужно установить всего лишь прибор учета (что опять же выгодно и самим газовикам!), приходится изрядно побегать между ними со всевозможными согласованиями. Знаю тех, кто действительно терял терпение и искал шабашников, надеясь как-нибудь на авось сдать потом это все на приемку газовикам.

Надо отдать должное, представители предприятий газовой отрасли, участвовавшие в заседании, наличие всех этих проблем, включая свою внутреннюю бюрократию, в целом не отрицали. Есть глубокие провалы в сервисной составляющей, и над их устранением ведется работа. Содействовать призывают и население. Считаете, что слесарь некачественно провел техобслуживание – не поленитесь указать это в акте (общественников заверили, что претензии в них обязательно ставятся на контроль), используйте право не подписывать его, сообщайте претензии по телефону или через форму обратной связи на сайте. Не игнорируйте предупреждения и уведомления газовых служб – с проблемой лучше разобраться «на берегу», чем доводить дело до отключения. К слову, в прошлом году только за нарушение эксплуатации газового оборудования от газоснабжения были отключены более десяти тысяч абонентов. Как пояснили специалисты, если поставщик не может быть уверен, что подача газа безопасна, он имеет полное право отключить абонента. Пока, к сожалению, эта вынужденная мера оказывается наиболее действенной и побуждает людей к оперативной ликвидации нарушений.

В числе итоговых рекомендаций общественного совета при министерстве ЖКХ края – рассмотреть газовикам возможность предоставления услуг по установке, замене, техобслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования по принципу «единого окна». Упрощенный порядок основных процедур решил бы множество проблем. (Сайт газеты "Ставропольская Правда")

СМИ: сайт газеты "Ставропольская правда"
001 от  11.04.2018
Автор: Юлия Юткина